Не в цвете дело! Выбираем охлаждающую жидкость. Печать

К выбору охлаждающей жидкости для моторов автолюбители порой подходят менее ревностно, нежели к содержимому системы смазки. Оно и понятно, применение неподобающего масла скажется гораздо быстрее. Но, с другой стороны, последствия от использования не рекомендованного или суррогатного антифриза могут быть так же катастрофичны, хоть и оттянуты по времени.



Степень важности

А ведь и далеко не в каждом сервисном центре смогут вовремя определить надвигающуюся угрозу для мотора. За то время, что машина проводит в ремзоне, даже специалисту сложно оценить степень эффективности системы охлаждения, особенно, если об этом никто не просит. Да и когда симптомы того, что температурный режим двигателя стал далек от оптимального, уже всерьез обеспокоят владельца автомобиля, ремонтники в большинстве мест предложат поменять помпу, термостат, продуть радиатор или его заменить тоже. Это обычно чуть улучшает ситуацию, но ненамного и ненадолго, поскольку подобные работы не затрагивают основную часть системы — каналы блока цилиндров.

Чаще всего проблемы системы охлаждения вызваны образованием теплоизолирующего слоя на стенках каналов вследствие коррозии и выпадения нерастворимых осадков из охлаждающей жидкости. Теплопроводность этих слоев раз в 50 ниже, чем у металла. К тому же они сужают площадь сечения каналов, а их шероховатая поверхность увеличивает гидравлическое сопротивление. Все это приводит к ухудшению теплоотвода, и мотор на обычных режимах начинает испытывать перегрев, сокращающий ресурс деталей в несколько раз. Под натиском частиц ржавчины преждевременно сдается крыльчатка помпы, клинит термостат, забиваются радиаторы охлаждения двигателя и обогрева салона. Послед-нее — довольно весомо, учитывая климат большинства районов нашей страны.

Если прибавить сюда разрушительное действие кавитационной эрозии, наиболее актуальной для блоков цилиндров с мокрыми гильзами, способной быстро довести мотор до состояния, требующего капремонта, то выбор охлаждающей жидкости уже не покажется второстепенным вопросом. Тем более, когда речь идет о современных двигателях, в которых инженеры закладывают запас прочности, исходя из расчета правильного функционирования всех систем, борясь за каждый грамм веса конструкции.

Единственное, что гарантирует правильность выбора антифриза, - допуск автопроизводителя.

Критерии

Понятно, что в новой машине все заправленные жидкости соответствуют заводской спецификации. Но приходит время, и их необходимо менять, оказавшись один на один перед довольно большим спектром предложений вторичного рынка. Тут важны критерии выбора. Но вот с ними, с критериями, у автолюбителей не все гладко, как может показаться профессионалу.

Стремление людей выработать систему универсально-примитивных идентификаторов порой серьезно искажает истинное положение вещей. Невесть откуда взявшиеся «евроремонты» и «европанели», не имеющие никакого отношения к Европе... Автомобильная область обросла подобными упрощенными определениями, часто не отражающими сути, сильнее остального. Встречаются рассуждения о „мокром" и „сухом" карбоне, мотор-плите, а буква R, обозначающая тип укладки корда в шинах, вдруг приклеилась к размерности дисков колес, вводя в заблуждение своей похожестью на символ радиуса. Различия же в применяемости и совместимости жидкостей для систем охлаждения, основанные на цвете, порой подкрепляются еще и попыткой их разделить на антифризы, тосолы и ОЖ. Меж тем, цвет никоим образом не связан со свойствами подобного продукта, а зависит только от договоренности между производителем автомобилей и поставщиком охлаждающей жидкости на конвейер, или фантазией независимого изготовителя, не обремененного договоренностью с автозаводом. Несмотря на сонм названий и прозвищ, все жидкости для систем охлаждения — антифризы. Практически все антифризы в основе своей на 93-97% состоят из воды с этиленгликолем и бесцветны. Вместо этиленгликоля иногда применяют менее токсичный пропиленгликоль, но он дороже, и хуже отводит тепло. Цвет — краситель, выбираемый технологом на основе многих факторов, среди которых разделение технологических цепочек по разным моделям, читаемость уровня заполнения емкости в подкапотном пространстве и упрощение поиска течи.


Различия антифризов заключаются в присадках, отвечающих за его антикоррозионные, антикавитационные свойства и срок эксплуатации. По составу пакета присадок антифризы делятся на традиционные, гибридные и карбоксилатные. Метод борьбы с коррозией у карбоксилатных пакетов присадок иной, нежели у традиционных. Традиционные антифризы в процессе эксплуатации покрывают все поверхности системы охлаждения защитным слоем. Он предохраняет от коррозии, но одновременно и ухудшает теплообмен. К тому же такой механизм действия обуславливает малый срок службы, а традиционные ингибиторы коррозии распадаются уже при температуре 105°С. Толщина защитной пленки от карбоксилатных присадок значительно меньше, причем появляется она только в тех местах, где начал зарождаться очаг коррозии. Соответственно, расход пакета меньше, а эффективность теплоотвода не падает. Помимо этого, карбоксилатные антифризы не агрессивны по отношению к пластикам, резине и силикону.

Единственно правильным критерием выбора охлаждающей жидкости служит не цвет, не название и даже не заявленный состав антифриза, а допуск автопроизводителя на применение продукта на своих моделях. Именно допуск, а не пресловутое «соответствие требованиям», где, как правило, перечислены практически все ведущие мировые бренды. Увы, и соответствие российскому ГОСТу для охлаждающих жидкостей, делающему упор на лабораторные исследования, не делает антифриз лучшим выбором. Допуск — результат не только стендовых и лабораторных тестов, но и долгосрочных ходовых испытаний автомобилей, где выявляются малейшие нюансы, которые невозможно смоделировать в мензурках. Без проведения всего комплекса дорогостоящих проверок, слишком масштабного для большинства сторонних изготовителей компонентов, невозможно гарантировать заложенный конструкторами ресурс автомобиля.

КСТАТИ

ГИБРИДНЫЕ АНТИФРИЗЫ служат значительно дольше традиционных. В состав их пакетов присадок входят соли карбоновых (органических) кислот в сочетании с солями неорганических кислот - силикатов (европейская технология) или фосфатов (японская и корейская технологии) или нитритов (американская технология). Общепринятое название НОАТ — Hybrid Organic Acid Technology.

КАРБОКСИЛАТНЫЕ АНТИФРИЗЫ с конца 90-х годов используются большинством мировых автопроизводителей для первой заправки и дилерскими сервисными центрами при техническом обслуживании машин. Основу пакета присадок здесь составляют соли карбоновых кислот, а неорганические присадки, характерные для традиционных антифризов отсутствуют. Некоторые образцы карбоксилатных антифризов, например, Havoline XLC, Ford Super Plus, CoolStream Premium, Glysantin G30, Mobil Advanced, DexCool, GlasElf Auto Supra, Prestone, могут эксплуатироваться до пяти лет, 250 тыс. км пробега в легковых и 650 тыс. км в грузовых автомобилях. Есть примеры и большей ходимости. На Ford'e ее определили в 10 лет, a GM - бессрочно. Общепринятое название OAT — Organic Acid Technology.

ТРАДИЦИОННЫЕ АНТИФРИЗЫ содержат пакеты присадок из различных комбинаций неорганических веществ — силикатов, фосфатов, боратов, аминов, нитратов, нитритов. Они хорошо противостоят коррозии черных металлов, но имеют малый срок эксплуатации, склонность к образованию силикатных или фосфатных осадков на стенках рубашки охлаждения (про кавитацию лучше не писать). Кстати, толщина силикатных отложений делает бессмысленным переход на более современные охлаждающие жидкости на моторах, где до этого работали традиционные пакеты присадок. Агрессивность же к алюминиевым сплавам привела к запрещению применения традиционных антифризов (к коим относится и классический отечественный Тосол) в большинстве современных автомобилей. Традиционные антифризы также называют IAT — Inorganic Acid Technology.

В последние 2-3 года начали появляться новые антифризы по спецификации VW TL-774G (G 12++), занимающие промежуточное положение между гибридными и карбоксилатными. У них пока нет общепринятого названия, а разработчики называют этот тип антифризов по-разному — Lobrid (компания Arteco) и 50АТ (компания BASF). Кроме VW, такие антифризы применяет группа Р5А (Peugeot, Citroen) в новых моделях автомобилей.

Текст Алексей Романов

 

С Уважением, Субару Импреза Клуб

 
Главная Статьи Статьи Не в цвете дело! Выбираем охлаждающую жидкость.